@ARTICLE{26543118_99464424_2012, author = {А. Н. Татарко}, keywords = {, социальный капитал, доверие, гражданская идентичность, этническая толерантностьустановки экономиче­ского поведени}, title = {Взаимосвязь социального капитала и установок экономического поведения: кросскультурный анализ}, journal = {Вопросы образования}, year = {2012}, number = {2}, pages = {68-86}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2012--2/99464424.html}, publisher = {}, abstract = {Татарко Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ. Эл. адрес: atatarko@hse.ru В эмпирическом исследовании, в котором приняли участие русские и представители народов Северного Кавказа (чеченцы, балкарцы и осетины), показано, что социальный капитал связан с установками на так называемые продуктивные паттерны экономического поведения. На основании этого сделано заключение, что экономическое поведение людей, которые делают больший вклад в социальный капитал общества, будет более полезным и для общества. Такие люди не будут стремиться к прибыли вопреки закону, они характеризуются более высоким интересом к экономике, большей экономической самостоятельностью. Данный феномен является универсальным для представителей обеих рассматриваемых культур.По своей направленности большинство взаимосвязей социального капитала с установками на те или иные виды экономического поведения в обеих культурных группах различны. Сходство наблюдается только в связях классического измерения социального капитала — доверия: в обеих группах межличностное доверие отрицательно связано с готовностью воспроизводить в поведении установку на приоритет прибыли перед законом, а также с эмоциональным компонентом (его позитивностью) установки на приоритет размера вознаграждения перед творчеством в работе.Выявлено, что у русских социальный капитал препятствует формированию установки на приоритет прибыли перед соблюдением закона и установки на экономическую индифферентность. У представителей народов Кавказа социальный капитал (за исключением выраженности гражданской идентичности) препятствует формированию установок на экономический патернализм.На основе анализа выявленных различий в установках экономического поведения между рассматриваемыми группами показано, что они являются, скорее, следствием межкультурных различий. }, annote = {Татарко Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ. Эл. адрес: atatarko@hse.ru В эмпирическом исследовании, в котором приняли участие русские и представители народов Северного Кавказа (чеченцы, балкарцы и осетины), показано, что социальный капитал связан с установками на так называемые продуктивные паттерны экономического поведения. На основании этого сделано заключение, что экономическое поведение людей, которые делают больший вклад в социальный капитал общества, будет более полезным и для общества. Такие люди не будут стремиться к прибыли вопреки закону, они характеризуются более высоким интересом к экономике, большей экономической самостоятельностью. Данный феномен является универсальным для представителей обеих рассматриваемых культур.По своей направленности большинство взаимосвязей социального капитала с установками на те или иные виды экономического поведения в обеих культурных группах различны. Сходство наблюдается только в связях классического измерения социального капитала — доверия: в обеих группах межличностное доверие отрицательно связано с готовностью воспроизводить в поведении установку на приоритет прибыли перед законом, а также с эмоциональным компонентом (его позитивностью) установки на приоритет размера вознаграждения перед творчеством в работе.Выявлено, что у русских социальный капитал препятствует формированию установки на приоритет прибыли перед соблюдением закона и установки на экономическую индифферентность. У представителей народов Кавказа социальный капитал (за исключением выраженности гражданской идентичности) препятствует формированию установок на экономический патернализм.На основе анализа выявленных различий в установках экономического поведения между рассматриваемыми группами показано, что они являются, скорее, следствием межкультурных различий. } }